Борис Гребенщиков: "Я знаю себя, я обычный"
Минувшее воскресенье кемеровчане, собравшиеся вечером на площади Советов, запомнят надолго. Ещё бы! На одной сцене для них пели два замечательных музыканта - Максим Леонидов и Борис Гребенщиков.
 Рассказывать  о концерте бессмысленно. Это было великолепное действо! Кто был, тот  поймёт... А за три часа до концерта состоялась пресс-конференция, на  которой гости отвечали на вопросы кузбасских журналистов.
Рассказывать  о концерте бессмысленно. Это было великолепное действо! Кто был, тот  поймёт... А за три часа до концерта состоялась пресс-конференция, на  которой гости отвечали на вопросы кузбасских журналистов. 
 Ещё перед началом конференции организаторы концерта попросили не  спрашивать Б.Г. о земледелии в Уругвае. Дескать, кто знаком с  творчеством, тот поймёт. Вошёл Гребенщиков, его встретили, аплодируя  стоя. Он тоже всех поприветствовал, окинул взглядом и предупредил: "Пока  нет Леонидова, предупреждаю: его нельзя спрашивать о животноводстве в  Аргентине. Он бесится (дружный смех - авт.). Меня можете спрашивать о  чём хотите". Б.Г. достал пачку сигарет и попросил пепельницу, но человек  около входа сказал ему, что курить здесь нельзя, на что Борис Борисович  удручённо вздохнул: "Хорошо, хорошо...". Отойдя от вопросно-ответной  формы, "МК" публикует некий сборник "тезисов от Бориса Гребенщикова" на  разные темы...
 О себе
 -  Я себя знаю, я обычный... Самое сложное время в моей жизни сейчас.  Потому, что огромное количество планов и настолько не хватает времени -  чудовищно. Я просто не знаю, что вообще делать. Так много идей, так  много планов и так много всего хочется, и я не успеваю. Колоссальное  сейчас время, но его не хватает. Получается так, что я утром просыпаюсь,  начинаю что-то быстро-быстро делать, а потом в три часа ночи понимаю,  что нужно уже спать ложиться, а ничего не сделал толком.
-  Я себя знаю, я обычный... Самое сложное время в моей жизни сейчас.  Потому, что огромное количество планов и настолько не хватает времени -  чудовищно. Я просто не знаю, что вообще делать. Так много идей, так  много планов и так много всего хочется, и я не успеваю. Колоссальное  сейчас время, но его не хватает. Получается так, что я утром просыпаюсь,  начинаю что-то быстро-быстро делать, а потом в три часа ночи понимаю,  что нужно уже спать ложиться, а ничего не сделал толком. 
 Дом для меня то место, где стоят книжки и компакты. И ещё компьютер.
 Мне сложно играть, например, в филармонии. Потому что там сидят люди,  которые пришли туда, чтобы их развлекали, когда они не подают никаких  признаков действия. Но всё равно можно. Когда они реагируют, уже  хорошо. 
 Есть хорошая фраза: "Делай что должен и будь что будет".
 О творчестве
 -  Единственный плюс "Аквариума" в том, что мы 33 года делаем то, что нам  хочется. Поэтому, собственно, нас и слушают. Свои радиопередачи я делаю  для самого себя, потому что у меня впервые есть возможность заявить свою  точку зрения по поводу музыки и других психологических и магических  явлений. Делаю я это широко, поэтому на радио уже жалеют, что меня  пустили. Молодым музыкантам я хотел бы помочь, но я не знаю чем. Я бы  хотел помочь им материально, но не могу. Я бы хотел, чтобы молодые  помогли мне материально, хотя это вряд ли удастся (смеётся - авт.). А  помощь со стороны организаций, которые могут помочь... Я не думаю, что  она предвидится. К сожалению, всё будет, как оно было. Если мне  понравится молодое дарование, могу по радио прокрутить. Вот видите, одно  дарование уже прокрутил (улыбаясь, указывает на Леонидова - авт.).
-  Единственный плюс "Аквариума" в том, что мы 33 года делаем то, что нам  хочется. Поэтому, собственно, нас и слушают. Свои радиопередачи я делаю  для самого себя, потому что у меня впервые есть возможность заявить свою  точку зрения по поводу музыки и других психологических и магических  явлений. Делаю я это широко, поэтому на радио уже жалеют, что меня  пустили. Молодым музыкантам я хотел бы помочь, но я не знаю чем. Я бы  хотел помочь им материально, но не могу. Я бы хотел, чтобы молодые  помогли мне материально, хотя это вряд ли удастся (смеётся - авт.). А  помощь со стороны организаций, которые могут помочь... Я не думаю, что  она предвидится. К сожалению, всё будет, как оно было. Если мне  понравится молодое дарование, могу по радио прокрутить. Вот видите, одно  дарование уже прокрутил (улыбаясь, указывает на Леонидова - авт.).
 О том, как быть легендой
- Мой рецепт простой: желательно про это не знать.  Если приходится про это очень много читать в газетах, нужно  разграничить: вот легенда, а вот - я. И между ними нет никакой  схожести. 
 Я никогда не становился заложником мифа о себе. Дело в том, что меня ещё  никто не смог поймать. Когда вы говорите про Б.Г., вы говорите про  Б.Г., которого ВЫ имеете в виду, но я его даже не видел, я его не знаю, я  совершенно в другом месте. Так что мне сложно стать заложником.
 Об эстраде
 -  Во-первых, эстраде невыгодно, чтобы помои с неё не лились. Эстрада -  это помои, и она заинтересована, чтобы они лились. Во-вторых, есть  заинтересованные люди, которые держат всё радио и телевидение. Они  получают с этих помоев особые деньги. Поступают по примеру  революционеров: почта, телеграф, телефон. Постепенно прибирают к рукам  радио. Я против этого бьюсь головой об пол, об стены, обо всё остальное.  Пока не будет независимого от Москвы радио, в России не будет ничего,  потому что молодая группа из любого города России, если не попадает на  московское радио, остаётся там, где она есть. А немосковские группы  никакое радио крутить не будет, потому что им это невыгодно. Они  получают деньги. Пока не будет независимого радио, ничего не будет.  Будет продолжаться московское засилье. И дело тут не в том, что у вас  нет денег. Москва собирает с вас сливки, но деньги-то у вас. Посмотрите  на Ханты-Мансийск - они взяли себе свои деньги назад... часть... и  посмотрите, как они живут. Они всё могут. Если вы ещё догадаетесь, что  можно забрать деньги у Москвы себе назад и потом на эти деньги можно  сделать что-то хорошее с точки зрения культуры, вам не будет цены. Пока  же всё, что делается в культуре, диктуется Москвой. А пока это будет  продолжаться, Россия будет в состоянии подводной провинции, провинции  Москвы, а Москва - это чудовищный нарыв на теле России.
-  Во-первых, эстраде невыгодно, чтобы помои с неё не лились. Эстрада -  это помои, и она заинтересована, чтобы они лились. Во-вторых, есть  заинтересованные люди, которые держат всё радио и телевидение. Они  получают с этих помоев особые деньги. Поступают по примеру  революционеров: почта, телеграф, телефон. Постепенно прибирают к рукам  радио. Я против этого бьюсь головой об пол, об стены, обо всё остальное.  Пока не будет независимого от Москвы радио, в России не будет ничего,  потому что молодая группа из любого города России, если не попадает на  московское радио, остаётся там, где она есть. А немосковские группы  никакое радио крутить не будет, потому что им это невыгодно. Они  получают деньги. Пока не будет независимого радио, ничего не будет.  Будет продолжаться московское засилье. И дело тут не в том, что у вас  нет денег. Москва собирает с вас сливки, но деньги-то у вас. Посмотрите  на Ханты-Мансийск - они взяли себе свои деньги назад... часть... и  посмотрите, как они живут. Они всё могут. Если вы ещё догадаетесь, что  можно забрать деньги у Москвы себе назад и потом на эти деньги можно  сделать что-то хорошее с точки зрения культуры, вам не будет цены. Пока  же всё, что делается в культуре, диктуется Москвой. А пока это будет  продолжаться, Россия будет в состоянии подводной провинции, провинции  Москвы, а Москва - это чудовищный нарыв на теле России.
 О рок-музыкантах
- Юрка Шевчук абсолютно искренне ненавидит попсу, но  он не понимает, что, ненавидя попсу, он становится с ней на одну доску.  Киркоров делает одно, Шевчук другое. Я не понимаю, не вижу, в чём повод  для конфликта. Их аудитории не пересекаются. Но революционный дух не  спрячешь. Нужно обязательно порвать на себе тельняшку и пойти на  баррикады, на любые. 
 У меня никогда не было цели общаться с Кинчевым, Шевчуком... Мне это  неинтересно. Общение с ними не так интересно, как может издалека  показаться. Я очень хорошо к ним отношусь, но я лучше буду общаться с  другими людьми. Мы никогда с ними никуда не шли, в одном направлении. У  нас есть модель, выработанная учебниками по истории, что нужно взяться  за руки, взять булыжник в руки и куда-то идти. Не нужно! Нужно  запереться дома, сидеть на месте и писать музыку или читать алхимические  трактаты. Куда бы ты ни шёл, быстренько подойдут сзади ребята, скажут:  "Так! Значит, вы сейчас идёте прямо, потом направо, там мы тебе дадим  конверт с деньгами". Вот этим путём они идут.
 На презентации альбомов я никогда не езжу, потому что презентация - это  светское мероприятие, чтобы засветиться в национальной прессе. Это меня  совсем не интересует. А день рождения - это личное дело. Если меня  кто-нибудь позовёт из друзей, я появлюсь... скорее всего.
 Виктору Цою хотят поставить памятник. promogirl Они из всех Лениных хотят сделать!  Ну, зачем Витьке памятник? Подумайте, как бы он сам к этому отнёсся?  Памятник - это груда железа в плохом подобии какого-то человека, его  можно рассматривать как очень плохой фэн-шуй. Груда железа никогда  никому лучше не делала. Я бы не хотел себе памятник.
 О провинции и провинциалах
- Мои наблюдения подсказывают мне, что  интеллектуальный уровень так называемой провинции значительно выше, чем в  так называемых столичных городах. И люди значительно интереснее и  умнее, и чище, и более открытые. Это относится ко всей России,  исключений я не помню, а я по России езжу уже 15 лет. Поэтому, если  говорить о провинции, нельзя забывать, что Россия на 99,9% - провинция. И  именно эта провинция делает Россию такой, какая она есть. Если бы  Россия была такая, как Петербург и Москва, это была бы не страна, а  ужас, нечеловеческий кошмар. Я хорошо отношусь к Москве и Ленинграду, но  они не делают никакую погоду.
 ...Официально пресс-конференция закончилась. Леонидов быстро удалился, а  Гребенщиков выступил с предложением: "Здесь просто нечеловеческая  ситуация - здесь курить нельзя, поэтому предлагаю перенести  пресс-конференцию плавно вниз и ещё пятнадцать минут с вами  поговорить". 
 На ступенях здания администрации города Кемерово сидел Борис  Гребенщиков, курил, а вокруг толпой стояли журналисты и пытались  продолжать интервью - такая картина предстала перед чиновниками,  проходящими мимо. Так что корреспонденту "МК" удалось побеседовать с  Б.Г. в неформальной обстановке: 
 - Борис Борисович, отечественный рок-н-ролл скорее жив, чем мёртв, или наоборот?
 - Отечественный рок-н-ролл никогда даже не существовал, потому что та  тяжёлая смесь, которую мы называем русским роком, к рок-н-роллу не имеет  ни малейшего отношения. Фифти-фифти: смесь тяжёлого рока 70-х годов и  советской эстрады. Потому что, если убрать барабаны, будет слышно, что  80% из того, что по радио передаётся, - это обычный попсняк.
 - А сами Вы себя к какому направлению относите?
 - А мы ни к чему себя не относим.
 - Если сравнить время Цоя и "Аквариума" и время "Ленинграда" и Земфиры - лучше, хуже или как?
 - Не знаю, мне "Кино" нравится больше, чем Шнур.
 Через несколько минут Гребенщиков сел в зелёную "десятку", помахал в  окно рукой и уехал готовиться к предстоящему концерту, а толпа  журналистов стала потихоньку расходиться в разные стороны, бурно  обсуждая конференцию и рождая у себя в блокнотах новую легенду. Легенду о  Б.Г.
 0
 0 60
 60 
 
















