Юрий Башмет: "Альт для меня - нечто унисекс"
Юрий Башмет - музыкант, не нуждающийся в представлении. Несмотря на напряженный график гастролей по Сибири, он нашел время для общения с прессой и ответил на несколько вопросов от "МК".
 - Тяжело переживаете такие гастроли? Пять дней, пять концертов...
- Тяжело переживаете такие гастроли? Пять дней, пять концертов...
 - Это нормально. Мы привыкли гастролировать и играть каждый день.  Поверьте, и в Германии, и в Италии ситуация та же. Правда, если это  только игра. Без пресс-конференции. Серьезно! Потому что сейчас мне по  идее надо находиться на сцене и с оркестром репетировать. А до этого  надо было поесть и час отдохнуть. 
 - Какую программу Вы приготовили для сибиряков?
 - Это относительно новый для нас репертуар. И зрителя сегодня ожидает  вечер премьер. Потому что, я вам гарантирую, Свиридов будет звучать  сегодня впервые (имеется в виду Камерная симфония для струнных 1840 г.с.  - авт.). Я не был знаком лично с автором, но считал своим долгом  выучить ее. Я получил партитуру от вдовы Свиридова, из первых рук. Эту  симфонию еще никто не знает, ну, в Москве ее слышали, в Питере... Сейчас  вот - в Сибири. 
 Недописанный концерт Моцарта Ля мажор для скрипки, альта и виолончели  тоже исполняю только я. У всех складывается автоматическое мнение, что  раз не дописал - значит, умер и не успел. Это не так. Я причин не знаю,  но, может быть, что называется, "не пошло". Я видел в академическом  издании 6 или 7 оригинальных страниц, записанных рукой Моцарта. А потом  приснился мне сон. Знаете, как бывает... Завтракаю. И вдруг через минут  десять возникает мысль в голове: можно же из этой симфонии сделать целый  концерт - для альта и струнного оркестра. Все пошло как по маслу: мы  начали выступать. С большим успехом показывали ее во всем мире, но  опять-таки в Сибири - в первый раз. Например, в Японию без Чайковского и  Моцарта приехать нельзя. Это те авторы, которых хотят слышать там  непременно! Но у меня стремление сохранить некую свежесть и не  заигрывать эти сильнейшие произведения. Поэтому сегодня будут звучать  преимущественно незнакомые вашей публике вещи.
 - Говорят, что помимо альта Вы еще неплохо владеете гитарой. Правда?
 - Тут такая ситуация. 1969 год. "Beatles" на пике своего творчества и в  тупике одновременно, потому что казалось, что ничего нового в своем  направлении они уже не создадут. У меня была группа, где я делал  аранжировки, играл на всех инструментах. Но главное, что получалось у  меня лучше всего, - это была сольная гитара. Первое время своего  инструмента у меня не было, поэтому приходилось одалживать у других. Но  вот она появилась! Стоила 240 рублей, огромные деньги - две зарплаты  папы. А было это так: если у меня прохудились туфли, тогда мой старший  брат не получал пиджак, который ему очень нужен был. И наоборот. Я  все-таки вышел к родителям с такой наглой просьбой, и мне купили гитару,  хотя я знал, что мечта моей мамы - чтобы я играл на скрипке и занимался  классической музыкой. Я тогда сразу же пообещал: если мне купят гитару,  я буду на час больше в день заниматься музыкой. И по рукам! Они влезли в  долги, купили мне эту гитару...
  А  альт в моей жизни возник на 3 года раньше этих событий, когда мне было  14 лет. Я никогда не слышал, как звучит альт, что это такое. У нас в  школе было трое ведущих скрипачей, у которых всегда были пятерки по  специальности. Один из них - я. Однажды товарищ Саша сказал мне: "Ты  должен перейти на альт". Раньше бытовало мнение, что на альт переводили  плохих скрипачей. Но я прочитал книгу Берлиоза "Оркестр" и сразу же  перешел в альт. Он писал: "Принято плохих скрипачей пересаживать в  группу альтов - какая глупость! Неужели плохой скрипач сможет сыграть на  альте, ведь на нем сложнее играть, чем на скрипке?". Самым главным  аргументом моего друга Саши стали слова: "Перейдешь на альт, и у тебя  появится гораздо больше времени для гитары".
А  альт в моей жизни возник на 3 года раньше этих событий, когда мне было  14 лет. Я никогда не слышал, как звучит альт, что это такое. У нас в  школе было трое ведущих скрипачей, у которых всегда были пятерки по  специальности. Один из них - я. Однажды товарищ Саша сказал мне: "Ты  должен перейти на альт". Раньше бытовало мнение, что на альт переводили  плохих скрипачей. Но я прочитал книгу Берлиоза "Оркестр" и сразу же  перешел в альт. Он писал: "Принято плохих скрипачей пересаживать в  группу альтов - какая глупость! Неужели плохой скрипач сможет сыграть на  альте, ведь на нем сложнее играть, чем на скрипке?". Самым главным  аргументом моего друга Саши стали слова: "Перейдешь на альт, и у тебя  появится гораздо больше времени для гитары". 
 Для мамы же было важно только то, что я не бросаю музыкальную школу.  Папа тоже не знал, что такое альт. Вот так они меня перевели и очень  хорошо сделали... Гитару я, к сожалению, подзабыл. А вот рояль  по-прежнему люблю.
 - Ваша дочь Ксения сегодня также очень успешный музыкант. Гордитесь ее успехами?
 - Вообще, когда родилась дочь, мы решили, что ее не надо учить музыке.  Ей будет нелегко в этом мире с фамилией Башмет. Но потом в квартире  затеялся ремонт, и девочка была отправлена к бабушке - моей маме. И  через 2 месяца вернулась от нее абсолютно готовой к поступлению в  музыкальное училище. Пришлось отдать. Она туда первым номером прошла -  играла уже на рояле. Решили на скрипку не отдавать. Это ужасно, когда  ребенок учится и у него не получается. Это страшней китайской казни!  Поэтому сначала лучше рояль - он хотя бы не раздражает. Ей повезло с  учителями, но потом пришел момент, которым я горжусь: она решила  оставить музыку, но я ее переубедил - обманул, можно сказать! Затем она  выросла в очень достойного, красивого человека. Несмотря на знаменитую  фамилию, ее обожают однокурсники, она компанейский человек, умница,  талантлива, очень хорошо обучена. На сегодняшний день она поступила в  аспирантуру, учится у Льва Наумова. Без меня участвовала дважды в  международных конкурсах, где дважды побеждала. У нее есть свое трио,  много играет, работает, недавно вот в Сибири была.
 - Есть мнение, что альт - удивительно сексуальный инструмент. Вы согласны? 
 - Обратите внимание на картины старых итальянских мастеров: портреты,  позади в дымке тосканские горы, а за спиной стоят пажи. Так вот,  заметьте, у этих пажей лица унисекс. Альт для меня - нечто похожее,  нечто унисекс. Он немножко и космический инструмент, и приближается к  кларнету, саксофону. Лучшие произведения прошлого века написаны для  альта. После "Лебединой песни" для альта ушел из жизни Шостакович. 
 
 - Какой Вы видите свою публику - это те, кто приходит к Вам на концерт,  потому что модно, или большей частью те, кто действительно разбирается в  музыке?
 - Вообще, в публике должно все быть, и все это есть. Кто-то пришел  просто на имя, кому-то просто неудобно отказаться от приглашения. Есть и  любители музыки. Для меня главное - что до сих пор люди ходят на альт, я  не перестаю этому удивляться. Я никогда не забуду, когда впервые вышел  на сцену зала Московской консерватории и боялся посмотреть на галерку,  потому что до меня там никто не играл сольник на альте. Мне было  страшновато. Я до этого много раз там играл - либо с кем-то из моих  коллег-скрипачей, либо с оркестром. Понятно, что в квартете я бы не  боялся. Но когда выходишь на сцену один... 
 Что касается публики, нам нравится ее радовать (я имею в виду себя и  "Солистов Москвы"). Новогодние концерты любим делать, выходить за рамки  жанра. При переходе в новое тысячелетие я решил, что будущее - за  молодыми, и взял себе в напарники учеников музыкальной школы. Ряд  концертов мы отыграли с детьми, например, 5-летняя девочка играла на  флейте! Люблю такие моменты. 
 - Молодежь Вас воспринимает? 
 - С молодежью дело обстоит довольно ясно, потому что у меня есть контакт  через моих студентов, я знаю их отношение к музыке (Юрий Абрамович  преподает в Московской консерватории - авт.). По поводу Ванессы Мэй и ее  мини-юбки, которая так нравится молодежи... Да, я согласен, что есть  те, кто импровизирует лучше нее. Да, есть и мини-юбки получше... Но вот  сочетание неплохой игры и мини-юбки есть только у Ванессы! Я очень  хорошо к ней отношусь, потому что она берет классический репертуар (а  его испортить нельзя) и осовременивает его. И те молодые люди, которые  никогда бы не пришли на "Времена года" Вивальди, теперь гордятся тем,  что знают эту музыку. И здесь, по-моему, любые средства хороши - и  мини-юбка, и электрическая скрипка.
 А вообще, я так думаю: для того чтобы ребенок увлекся классической  музыкой, нужно подходить к этому делу очень качественно и очень  заинтересованно. Я сейчас говорю о позиции исполнителя. Ребенка увлечет  не "шаляй-валяй", а музыка, сыгранная на самом высоком уровне. Когда мне  было 9 лет, мама достала у спекулянтов билеты и повела меня в  знаменитый Львовский оперный театр. Я ничего не помню из того концерта:  как играл музыкант, как звучал инструмент. Но именно тогда я понял, что  буду концертирующим артистом. 
 0
 0 21
 21 
 
















